Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  ПРИВЛЕЧЕНИЕ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА ЛИЦА ЗА ДОЛГИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ
 
    ПРИВЛЕЧЕНИЕ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА ЛИЦА ЗА ДОЛГИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ Новости, Правовые вопросы   04.06.2019

Сохранить
привлечение к субсидиарной ответственности
Друзья, как обычно, сейчас в процессе у нас находится несколько громких судебных дел, о которых мы расскажем когда будет решение суда. А пока, представляем статью из нашего корпоративного блога.
Ненадлежащее исполнение бывшим руководителем должника (генеральным директором) обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, по передаче бухгалтерской и иной документации должника, не позволяет в полном объеме достоверно определить наличие у должника каких-либо активов, включая дебиторскую задолженность, подлежащую взысканию в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Проявление бездействия в части обжалования в установленном порядке решения о привлечении должника к налоговой ответственности, а также погашения должником задолженности по уплате обязательных платежей перед уполномоченным органом в добровольном порядке послужит в дальнейшем необходимой причиной объективного банкротства должника.

В силу пункта 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии (пункт 4 статьи 61.10 Закона).



В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), которые поданы с 01 июля 2017 года, производится по правилам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).

Если заявление конкурсного управляющего подано после 01 июля 2017 года к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения Закона о несостоятельности (банкротстве) в редакции Федерального закона N 266-ФЗ.

В соответствии со статьей 61.11 Закона о банкротстве если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.



Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Например, в обоснование заявленных требований можно ссылаться на невозможность полного погашения требований кредиторов ввиду неисполнения ответчиками обязанности по передаче конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации, а также материальных ценностей и иных ценностей общества.

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.



В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исследовании и оценке акта приема-передачи бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов и иных ценностей должника, суды устанавливают наличие у должника имущества (запасов, финансовых и других оборотных активов) на дату признания должника банкротом. Генеральный директор обязан передать их конкурсном управляющему по акту приема — передачи либо передать оригиналы документов по их выбытию (акты списания товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности в связи с невозможностью ее взыскания и т.д.), а также внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет должника и отразить это в бухгалтерской (финансовой) отчетности должника на 31 декабря отчетного года.

Таким образом, в отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что контролирующим должника лицом исполнена обязанность по сохранности и передаче всех документов юридического лица без исключения (включая первичные оправдательные и финансовые документы, бухгалтерскую отчетность и т.п.) как на период ведения хозяйственной деятельности должника, так и на дату открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, а также обязанность по передаче таких документов лицом ответственным за ведение и хранение документов, усматривается вина и противоправное поведение контролирующего должника лица. Отсутствие необходимой информации об имущественных правах и обязанностях должника не позволило конкурсному управляющему осуществить действия по формированию конкурсной массы для целей удовлетворения требований кредиторов.

Согласно разъяснениям п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, в частности, предполагается, что действия (бездействие) контролирующего лица стали необходимой причиной объективного банкротства при доказанности следующей совокупности обстоятельств:



должник привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия);

доначисленные по результатам мероприятий налогового контроля суммы налога (сбора, страховых взносов) составили более 50 процентов совокупного размера основной задолженности перед реестровыми кредиторами третьей очереди удовлетворения.

Данная презумпция применяется при привлечении к субсидиарной ответственности как руководителя должника (фактического и номинального), так и иных лиц, признанных контролирующими на момент совершения налогового правонарушения (пункт 5 статьи 61.11 Закона о банкротстве).

В таком случае, основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд является наличие у должника непогашенной задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды РФ. Такая задолженность могла образоваться в связи с привлечением должника к налоговой ответственности за неуплату сумм налогов на основании решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении по результатам проведения уполномоченным органом выездной налоговой проверки.

В ходе проведения проверки должником не могут быть не представлены бухгалтерские документы по отражению хозяйственных операций, по движению товарно-материальных ценностей, основных средств, начислению амортизации, начислению заработной платы, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, налоговые регистры и иные регистры синтетического и аналитического учета, хозяйственные договоры, магнитные носители финансово-хозяйственной деятельности, документы, подтверждающие реализацию товара, расходы на оплату труда.

Проверкой может быть установлен факт неправомерной не уплаты должником НДС, начисленного в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

В ходе выездной налоговой проверки может быть установлено, что, общество — контрагент должника не обладало на праве собственности недвижимым имуществом, транспортными средствами, справки по форме 2-НДФЛ, бухгалтерская и налоговая отчетность в налоговые органы не предоставлялись, представленные в подтверждение заключенных договоров с должником счет-фактуры подписаны неустановленным лицом.

При этом в рамках проведенной выездной налоговой может быть установлено: невозможность реального осуществления должником операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств и другого имущества; создание формального документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного применения налоговых вычетов по НДС. В результате осуществления финансово-хозяйственных операций может быть установлен факт неправомерной неуплаты обязательных платежей в бюджет.

Если акт выездной налоговой проверки, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесены, в период, когда единоличным исполнительным органом являлся бывший или нынешний генеральный директор и решение контролирующими должника лицами в установленном законом порядке не обжаловалось, такое лицом может быть привлечено к субсидиарной ответственности.

Источник

«Банкротство в Беларуси | субсидиарная ответственность | банкротство предприятия | ликвидация юридического лица | банкротство индивидуального   предпринимателя | антикризисное управление предприятием   | банкротство должника |      ликвидация организации |   ликвидация ООО | санация предприятия»
архив новостей
  2013г.   2014г.   2015г.   2016г.   2017г.   2018г.   2019г.
  цифры
управляющие
  количество управляющих: 162
  количество приостановленных лицензий: 2
количество прекращенных лицензий: 43
предприятия
  общее количество предприятий в любых стадиях банкротства: 2341
  просмотреть список предприятий в любых стадиях банкротства
проект   "Банкротство в Республике Беларусь"
  количество статей на сайте: 572
  количество единиц законодательства на сайте: 4
  количество посещений вчера: 1
  общее количество посещений: 9811090
  полезное
телефоны и адреса
  Хозяйственные суды Республики Беларусь.
  Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску.
  Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь.
лица
  О лицах, аккредитованных в качестве экспертов.
цифры
  Учетные ставки и ставки рефинансирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь.
отчёты
  Правила заполнения ежеквартального отчета управляющего перед Департаментом по санации и банкротству Минстерства экономики Республики Беларусь.
  Форма ежеквартального отчета.
 
  tst
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 1239
  должник 797
  управляющий 269
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100
  реклама
обмен ссылками
  "БАНКРОТСТВО В РОССИИ"
  "Интернет-проект Банкротство.RU"

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru