Банкротство в Республике Беларусь

    главная услуги проекты о нас координаты форум 
управляющие законодательство опыт и анализ вопросы и ответы образцы документов распродажа имущества 
  ОБЗОР: Бенефициаров бизнеса оттесняют в конец очереди кредиторов, но не жестко
 
    ОБЗОР: Бенефициаров бизнеса оттесняют в конец очереди кредиторов, но не жестко
29.01.2020 19:19
Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС - Требования владельцев бизнеса, менеджмента и других лиц, относящихся к категории контролирующих, могут в ходе банкротства понижаться в очереди на удовлетворение, но это не должно происходить автоматически - такой подход заложен в опубликованном в среду обзоре практики Верховного суда (ВС) РФ. Эксперты считают документ полезным для российского банкротного права.



ШИРОКОЕ ТОЛКОВАНИЕ



В действующем законодательстве нет норм, по которым часто использующиеся в деловой практике подходы, например предоставление акционерами займов своим компаниям, в случае их банкротства классифицировались бы не как классическое возвратное финансирование, отмечают эксперты. Законодательство, в частности, не предусматривает правил, когда требования контролирующих лиц, основанные на сделках с должником, должны быть отодвинуты в конец очереди кредиторов, говорил "Интерфаксу" партнер, руководитель практики "Банкротство" коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Максим Платонов.

Но суды в практике реального правоприменения пошли по пути очень широкого толкования закона о банкротстве. "Подход о необходимости понижения (в очередности погашения - ИФ), а иногда и исключения требований контролирующих лиц повсеместно применяется судами", - отмечал Платонов.

Нынешний обзор закрепляет несколько примеров правильного, по оценке ВС РФ, толкования законодательства о несостоятельности.



ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС



Требования контролирующих лиц должны погашаться в последнюю очередь, если возникли в ситуации имущественного кризиса компании, устанавливает обзор.

В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию выдачи контролирующим лицом займа компании для вывода бизнеса из кризиса. Предоставляя такое "компенсационное финансирование" контролирующее лицо "принимает на себя все связанные с этим риски", которые не могут перекладываться на других кредиторов, говорится в документе. При банкротстве требование о возврате компенсационного финансирования не может быть противопоставлено требованиям других кредиторов, уверен ВС РФ.

Аналогичный подход применяется и в ситуации финансирования, оформленного договором купли-продажи, подряда или аренды. Как пример в обзоре приводится дело, где контролирующее лицо банкрота пыталось включить в реестр требований долг по аренде, который возник за несколько лет до начала процедуры наблюдения. Суд, рассматривавший это дело, понизил этот долг в очереди на погашение, поскольку арендодатель не взыскивал задолженность и продолжал сдавать в аренду недвижимость и после наступления имущественного кризиса у арендатора.

Кроме того, понижаются в очереди на удовлетворение требования, которые контролирующее лицо приобрело у других лиц в тот момент, когда в компании уже был имущественный кризис. "На [такое] требование распространяется тот же режим удовлетворения, что и на требование о возврате компенсационного финансирования", - говорится в обзоре.



СЕГРЕГАЦИЯ ВИНОВНЫХ БЕНЕФИЦИАРОВ



Не может быть в очереди наравне с другими кредиторами и контролирующее лицо, если его привлекли к субсидиарной ответственности по долгам компании, устанавливает ВС РФ. "Если в возникновении невозможности исполнения по причине банкротства виноват кредитор, он лишается права требовать возврата той части своего предоставления, которая покрывает убытки должника", - говорится в обзоре.

Следовательно, такое лицо принимает последствия возникшего неисполнения обязательств компанией-должником. "Оно не вправе полагаться на то, что при банкротстве последствия его виновных действий будут относиться не только на него, но и на других кредиторов, а значит, контролирующее лицо не может получить удовлетворение в той же очередности, что и независимые кредиторы", - говорится в обзоре.



СТАРТАПАМ НУЖНЫ ВЗНОСЫ, А НЕ ЗАЙМЫ



Понижение в очереди кредиторов контролирующего лица возможно и в том случае, если его заем был предоставлен компании вскоре после начала ее деятельности, сочли составители обзора. Это возможно, если такая модель финансирования преследовала цель перераспределения риска на случай банкротства.

В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, когда компания была создана с минимальным уставным капиталом в 10 тыс. рублей и начала свою деятельность по созданию офисного центра только после получения займа от контролирующего лица. Рассматривавший дело о банкротстве этой компании суд решил, что контролирующее лицо намеренно отказалось от предусмотренных законом механизмов капитализации через взносы в уставный капитал или вклады в имущество, хотя и знало, что имущество организации не соответствует объему планируемых мероприятий.

По мнению суда, это было сделано с единственной целью - перераспределение риска утраты крупного вклада на случай провала коммерческого проекта, повлекшего банкротство подконтрольной организации. При этом процедура финансирования изначально приводила к очевидному дисбалансу прав должника, его учредителей и контролирующего лица с одной стороны и прав независимых кредиторов с другой.



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС



Приведенные примеры с точки зрения юриспруденции относятся к одному подходу - субординированию требований контролирующих лиц, то есть перенесению на них частично или полностью ответственности за потери независимых кредиторов. Право разных государств содержит разные варианты субординирования - от самого мягкого (наказывается только тот бенефициар бизнеса, который изначально замышлял нанесение ущерба сторонним инвесторам) до жесткого (субординация производится в любом случае).

ВС РФ отвергает последний вариант. "Действующее законодательство о банкротстве не содержит положений о безусловном понижении очередности удовлетворения некорпоративных требований кредиторов, относящихся к числу контролирующих должника лиц", - говорится в обзоре. Нельзя понижать требования кредитора в очереди "лишь на том основании, что он относится к числу аффилированных с должником лиц, в том числе его контролирующих", декларируют составители документа.

Но на самом деле, как считает профессор факультета права Высшей школы экономики Артем Карапетов, предложенная ВС РФ трактовка близка к немецкой модели, где во всех случаях требования участника должника или его аффилированного лица уступают в очередности требованиям внешних кредиторов.

"Если сложить все те случаи, в которых ВС прописывает субординацию на основе доброй совести, а также раскрытый в самом начале обзора стандарт доказывания по мнимости, то мы оказываемся где-то близко к немецкой модели", - написал он на своей странице в Facebook.

Это, по его словам, "однозначно лучше", чем отказ от субординации, практиковавшийся до 2015 года. Но в результате, оговаривается Карапетов, сохраняется "некоторая неопределенность и мутная вода", в которой одних могут субординировать, а других в аналогичной ситуации - нет. "Это открывает некоторый простор для коррупции, административного давления и избирательного правосудия. Я считаю, что жесткий и простой подход тотальной субординации всех контролирующих лиц, имеющих неминоритарную долю участия в обществе-должнике, более логичен", - написал Карапетов.

С ним не согласен доцент Российской школы частного права Олег Зайцев. "Обзор хороший и полезный и реально улучшает наше банкротное право", - написал он в Facebook.





Copyright © 1989 - 2020 Интерфакс

Все права защищены

Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"

«Банкротство в Беларуси | субсидиарная ответственность | банкротство предприятия | ликвидация юридического лица | банкротство индивидуального   предпринимателя | антикризисное управление предприятием   | банкротство должника |      ликвидация организации |   ликвидация ООО | санация предприятия»
архив новостей
  2014г.   2015г.   2016г.   2017г.   2018г.   2019г.   2020г.
  цифры
управляющие
  количество управляющих: 162
  количество приостановленных лицензий: 2
количество прекращенных лицензий: 43
предприятия
  общее количество предприятий в любых стадиях банкротства: 2341
  просмотреть список предприятий в любых стадиях банкротства
проект   "Банкротство в Республике Беларусь"
  количество статей на сайте: 572
  количество единиц законодательства на сайте: 4
  количество посещений вчера: 969
  общее количество посещений: 13645240
  полезное
телефоны и адреса
  Хозяйственные суды Республики Беларусь.
  Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску.
  Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь.
лица
  О лицах, аккредитованных в качестве экспертов.
цифры
  Учетные ставки и ставки рефинансирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь.
отчёты
  Правила заполнения ежеквартального отчета управляющего перед Департаментом по санации и банкротству Минстерства экономики Республики Беларусь.
  Форма ежеквартального отчета.
 
  tst
  вопрос ?
Кто Вы?
 

  кредитор 1389
  должник 878
  управляющий 327
  статистика
поисковики
  HotLog
  Rating All.BY
  SpyLOG
  Рейтинг@Mail.ru
  be number one
  Корпорация Антикризисного Управления на Yandex.RU
  Rambler's Top100
  реклама
обмен ссылками
  "БАНКРОТСТВО В РОССИИ"
  "Интернет-проект Банкротство.RU"

© Корпорация Антикризисного Управления.
По всем вопросам работы сайта http://www.kay.by/ пишите на e-mail: boosaub@mail.ru